суббота, 19 октября 2013 г.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ или КАК Я РЕШИЛАСЬ РАССКАЗАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ о ДРОБЯХ


Здравствуйте-здравствуйте. Сегодня поделюсь историей, которая случилась со мной совсем недавно. В группе моих дошколят-шестилеток одна воспитанница подошла ко мне и на ушко сказала фразу, от которой я "зависла": "Наталья, расскажи нам о дробях, а то я никак не пойму эти дроби. Мне и в садике рассказывали, и дома, а я всё-равно не пойму никак, что это - дроби?" Да уж, вот это запрос! Я пообещала в следующий раз рассказать, а сама задумалась, как же подать эту тему, чтобы ребенок всё-таки понял...
Вообще-то, в мои планы не входило в начале года давать тему "дроби", но раз дети просят...)))


Вспомнила своё первое знакомство с дробями - было это знакомство, наверное, классе в третьем в исполнении мамы на яблоках)))) Ну вот тогда яблоки мне нисколько не помогли - я съела яблоки и ничего не поняла. Поэтому решила в помощники яблоки не брать))) Я вспомнила об играх с дробями Никитиных - на мой взгляд, это самый доступный способ знакомства с дробями. 

Для игр с дробями нужно было сделать волшебные цветные круги. Круги нарисовала, опираясь на картинки с сайта Никитиных. Как всегда, в пособие добавила немного от себя )))) В конце поста все мои картинки можно будет скачать, если понравятся.


Теперь у меня есть 12 разноцветных кругов. Но не просто кругов, а кругов, которым суждено стать помощниками в играх с дробями. Круги разрезала на части: есть целый круг, есть такой же по размеру круг, но разрезанный на 2 части, следующий на три, на четыре... и на 12 частей.


В первое знакомство решила вообще слово дроби не использовать. Такое непонятное слово... 
Считаю, что на первом этапе нужно работать с понятием ЧАСТЬ и ЦЕЛОЕ - эти понятия детям известны и они понимают, что за этими словами.

Я показала детям целый коробок цветных картоночек, дети ахнули и мы начали наше знакомство. Я высыпала все части всех кругов. Мы собрали с детьми из частей несколько кругов, опираясь на цвет. Мы сравнивали методом наложения части и выяснили, что части одного круга одинаковые по размеру.




Далее всё из той же коробочки я достала карточки с какими-то числами... Мнооого карточек! И объяснила, что это имена-названия частей круга. Точно так, как у людей есть имена, у городов - названия... у частей этих кругов тоже есть свои имена-названия. 


Чтобы узнать имя части, нужно сначала все части пересчитать. 
Например, розовый круг - он состоит из двух одинаковых частей - мы проверили - они точно одинаковые. Я держала одну часть в одной руке, другую в другой. Выставляя руку вперед с одной частью, просила детей ответить на вопрос "сколько это частей"  - "одна", "а одна из скольких частей" - "из двух", затем показывала вторую часть и задавала те же вопросы. Мы выяснили, что и первая, и вторая часть - это одна из двух частей или "одна вторая" - это и будет "имя" наших частей розового круга.



Да, я для каждой части каждого круга сделала свою карточку! каждую деталь нужно пропустить через руки! Не достаточно просто сказать или один раз где-то написать название. И я всё еще не использую слово "дроби"!!!


Несколько кругов мы посчитали вместе, назвали каждую часть каждого из собранных кругов, среди карточек подобрали подходящие названия, карточки старательно выкладывали на соответствующие части кругов. Вот прямо каждую-каждую часть ручками погладили и карточку с именем "старательно" сверху положили.


Далее все дети (на этом занятии их было 4) получили задание собрать по два круга и дать каждой части "имя" - это была уже самостоятельная работа, но с обязательным доказательством правильности своего ответа. Т.е. после самостоятельных манипуляций с частями и кругами дети потом "защищали" свои ответы.


Суть уловили!
И дальше стали фантазировать - а что если круг разделить на 100 частей? Можно говорю, и как же тогда каждая одна часть такого круга будет называться? Одна из ста или одна... слово "сотая" детям неизвестно, сейчас не вспомню как они сказали, ну как-то его исковеркали смешно, но в целом ответ был правильным. Дальше вспомнили все большие числа какие только смогли вспомнить - и тысячу и миллион))) Одна тысячная...одна миллионная... интересно-то как!
Первый этап мы прошли успешно... теперь можно на следующих встречах и дальше двигаться  к дробям. За один раз эти дроби не съесть)))

Еще немножко картинок, это уже не групповая, а индивидуальная работа.
Результат тот же - понимание достигнуто.








Картинки скачать можно прямо отсюда, ту два варианта - цветной и бесцветный)) Это уже кому как удобно.






















У меня сейчас есть ученики 6 лет, которые и числа в пределах первого десятка путают... и есть такие, с которыми мы вот такие темы разбираем... Первые новички, а со вторыми мы уже несколько лет вместе. Уровень подготовки к 6 годам у всех детей разный и информацию им нужно давать ту, которую они способны и готовы переварить. Знакомство с дробями в таком виде - это не забегание вперед, это формирование представления о картине мира, это упражнение на развитие логики и мышления. 
Так что, если ваш ребенок ГОТОВ, то можно и поиграть "с дробями".

Новости моего блога 
можно получать на вашу любимую почту, 
а подписаться можно
ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ
НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА

21 комментарий :

  1. Класс! Отличное занятие получилось! Мы пока до 1/6 дошли... но на пирогах изучали )) На волшебном экране потом рисовали и писали, а тут! Столько сразу и все красивое, яркое! )))

    ОтветитьУдалить
  2. Классно! :))) Действительно интересная работа!

    ОтветитьУдалить
  3. Наташенька, Вы такая умница! Огромное спасибо за супер идеи обучения с бесплатными пособиями!

    ОтветитьУдалить
  4. И я говорю "СПАСИБО!". Наталья - редкостный человек. Умеет не только объяснить детям, но еще и педагога увлечь, а это дорогого стоит!

    ОтветитьУдалить
  5. Мы тоже недавно с дочкой дроби изучали: нарисовали такие же круги, поделили их на части, подписали и разрезали - а потом собирали. Суть та же, но, конечно, не так красиво. Умеешь ты себя подать, Наталья! Спасибо за красоту для скачивания. :)

    ОтветитьУдалить
  6. О! Это как раз то, что мне сейчас очень надо! Ну, Наталья! Вы - гений! Спасибо тысячу раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здорово, что в тему! Пожалуйста! Надеюсь, будет в помощь

      Удалить
  7. Спасибо за чудесный материал и идею.. Я и раньше делала с кругами, но это были плакаты на доске. Т.е. я уже все сделала, разделила-подписала, а дети только смотрели. А у Вас ценно то, что у каждого есть возможность СДЕЛАТЬ это. Спасибо №2 за неиссякаемое творчество! Спасибо №3 - за вдохновение.

    ОтветитьУдалить
  8. Хорошее вводное занятие. А мне про дроби очень нравится игра "Делиссимо" от "Банды умников".

    ОтветитьУдалить
  9. Мы пока только на кругах все, а вот написание цифрами я еще не вводила. Надо попробовать - может, уже время пришло)
    Карточки просто чудесные - настоящее богатство)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пожалуйста, готовлю продолжение, как будет что показать - поделюсь.

      Удалить
  10. Наталья, спасибо большое за очень доступный материал!!! А то, есть игра Делиссимо, а игра не получается, хотя сыну нравиться и тянется к ней. Части он находить научился и строить целую пиццу, а как дальше объяснить, не догадывалась. Но, благодаря Вам, мы пойдем в гору!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо вам огромное за такую идею!

    ОтветитьУдалить

Не стесняйтесь комментировать
или говорить СПАСИБО, если вы нашли для себя что-нибудь полезное

Яндекс.Метрика