пятница, 4 декабря 2015 г.

НОВОГОДНИЕ ЗАДАНИЯ от nataliigromaster - КАК РЕШАТЬ КРУГОВЫЕ ШИФРОВКИ

Здравствуйте - здравствуйте!
Напоминаю, только 3 и 4 декабря будет доступна вторая часть новогодних заданий!
А я, как обещала, постараюсь сегодня побольше рассказать о круговых шифровках.

Итак шифровки...
Шифровки - это загадки, а загадки многие любят. Вернее так, загадки любят те, кто умеет их разгадывать))))
Я обожаю шифровки, многие дети обожают шифровки))) 
Я это прочувствовала и достаточно активно использую в своей практике с дошколятами.

Шифровки бывают разные, я использую известные и не очень известные... адаптирую и видоизменяю под свои задачи.
В прошлогоднем новогоднем проекте тоже были шифровки
НОВОГОДНИЕ ШИФРОВКИ: УЧИМ АЛФАВИТ (для детей от 6 лет)
Ну вдруг вы всё еще не читали))) вот прошлогодние рекомендации о том, зачем нужны шифровки и как их разгадывать

Одна из не очень сложных шифровок - это круговая. 

Из недавнего:
Приношу первый раз на занятие своим шестилеткам такую шифровку, одна "старенькая" ученица говорит: 
Ученица: я не люблю шифровки, можно я не буду делать это задание?
Я: Можно (и раздаю задания другим детям, а ей предлагаю нешифровку)
Ученица: (заглядывая в листочки к другим ученикам) И мне такое задание дайте
Я: так это же шифровка
Ученица: нет, шифровки я знаю, это не шифровка, это что-то интересное, это я хочу делать...
занавес)))))

В чем суть этой шифровки рассмотрим на примере задания 3 уровня. 





По кругу расположены буквы одного слова (в четвертом уровне словосочетания), буквы расположены в произвольном порядке, буквы соединены неслучайными линиями. Если соединить буквы, двигаясь по линиям от черной точки, то получится слово. Всё просто, но есть важное условие - двигаясь по лини от буквы к букве, никуда не сворачивать, линия должна быть прямая (никаких поворотов!)
Сложность именно этой новогодней круговой шифровки состоит в том, что буквы не известны, т.е. прежде, чем соединить буквы, нужно выяснить какая буква где стоит.
На каждой странице с заданием в таблице есть код: каждой букве слова присвоена картинка. Задача: вписать в круг буквы, воспользовавшись кодом из таблицы, а потом уже эти буквы соединить линиями и прочитать слово.
Такая получилась шифровка в шифровке))

В заданиях 1,2,3 уровней таблица с кодом содержит только те буквы, которые встречаются в слове, а вот в задании 4-го уровня предложен код с буквами всего алфавита.

Кому можно уже предлагать такую шифровку? Ребенку, который знает буквы, ну или, хотя бы, находится на стадии изучения букв.

Т.е. если ваш ребенок 3-х лет уже знает буквы, или вы с ним активно учите буквы, то задание первого уровня можно ПОПРОБОВАТЬ, а если вашему ребенку  6 лет и он не знает букв, и вы не собираетесь их учить до школы, то вряд ли это задание вам подойдет, отложите его.

Если вашему ребенку, скажем 5-6 лет и буквы он еще знает слабенько, то стоит начать с самого первого уровня, и, по мере того, как ребенок поймет суть, можно повышать уровень.

В заданиях первого и второго уровня я предлагаю буквы не вписывать в круг, а вклеивать! Для этого внизу страницы есть кружочки с буквами зашифрованного слова, перед работой с шифровкой эти буквы нужно вырезать. Если ребенок еще не владеет ножницами, то вырезает взрослый (взрослый может вырезать буквы до занятия)


Моим шестилеткам понравилось вырезать и приклеивать квадратики  в задании для судоку, я решила им предложить повырезать кружочки и в круговых шифровках.


Выяснилось, что кружочки некоторые вырезать не умеют... есть над чем поработать))


Итак в задании первого и второго уровней - сначала вырезаем кружочки, затем, работаем поочередно с каждым изображением. 

Например, на фото ниже, смотрим на елочную игрушку, рассматриваем её,
- игрушка какой формы?
- круглая
- какой рисунок на игрушке?
- полосочки
- как расположены полосочки?
- слева направо
- давай найдем в таблице точно такую же игрушку, с таким же рисунком
- какая буква над этим рисунком?
- буква А
- давай найдем среди наших кружочков букву А, а теперь давай эту букву приклеим рядом с игрушкой, которую мы с тобой рассматривали. 
Приклеили.


После того как приклеили все буквы, водим пальчиком от буквы к букве, соединяя буквы в слово. Если ребенок не готов к такой работе, то эту операцию проделывает взрослый, а ребенок наблюдает. Если готов, то можно даже выдать карандаш-фломастер, чтобы соединять буквы. Двигаемся от черной точки и вслух произносим звуки к...аааа...т....оооо....к - ка-ток - каток! Получилось слово - каток!
Можно поговорить на тему катка, выяснить катались ли уже в этом году, как катались, на чем, с кем))))


ЕСЛИ, ребенок, выполняющий задание, умеет писать, или учится писать буквы, то расшифрованное слово можно записать.

Я с детьми делаю так:
после того как разложили-приклеили буквы, начинаем буквы соединять линиями.
НО!!! не все буквы соединяем, а назвали первую букву (возле черной точки) - записали эту букву, соединили первую букву со второй - записали вторую букву...и так до конца...







Какое слово получилось? Каток!


Мы с шестилетками не приклеивали буквы, мы их потом вписали (потренировались в написании)



Всё работа с шифровкой окончена. Смотрите сколько всего ребенок делает пока разгадывает слово.  

Первую шифровку ОБЯЗАТЕЛЬНО проговорить и решить вместе с ребенком, показать ребенку, что и как нужно делать, показать последовательность действий - это важно! Важно показать - что сначала, что потом!

Итак:
- если ребенок не умеет вырезать - вырезаете вы, или, пока он вырезает одну букву (пусть попробует), вы вырезаете рядом с ним остальные
- если ребенок не умеет соединять буквы в слово, соединяете вы, показывая КАК это делается...
- если ребенок не умеет писать - пишете вы, или набираетесь терпения и пишете вместе с ребенком (всё зависит от того какие конкретно вы поставили задачи перед собой взявшись за это задание)

Если ребенок умеет читать-писать, то такая шифровка не должна вызвать затруднения. НО важно всё-таки показать с какой последовательностью нужно выполнять действия. Т.е первую шифровку делать ВМЕСТЕ с ребенком!

Ну и еще немного картинок



А еще из отдельных букв можно сложить слово. Тоже полезно!


В заданиях третьего и четвертого уровней ничего вырезать не надо. Переносим буквы из таблицы с кодом в круг. Соединяем и читаем. Мы с детьми соединяем и пишем так: выяснили какая буква - записали букву в кружочек, записали букву внизу, соединили букву с следующей буквой, записали следующую букву...
Я учу их быть последовательными.

Можно конечно так: вписали буквы, соединили буквы, прочитали слово - но это скорее для продвинутых читателей.

Для школьников можно вообще не записывать буквы))) а удерживать их в памяти и только озвучивать в конце всех мыслительных операций слово. Устроить им такой себе турнир на самого внимательного и памятливого))))





Ну кажется всё... если еще остались вопросы по круговым шифровкам, спрашивайте в комментариях. 

И не оставляйте ребенка один на один с новыми заданиями! Получите успешный результат и только потом, если ребенок скажет "я сам, не мешай, мама", оставляйте его наедине с шифровкой, а сами мирно спите или варите борщ))))))
Про "мирно спите" и "борщ" - это не учителям))) Учителя могут сделать пару фотографий для отчета)))
Удачи! 

Статья авторская 
и предназначена только для частного ознакомления. 
Копирование и публикация ТЕКСТОВ и ФОТОГРАФИЙ
в других источниках без моего письменного согласия 
ЗАПРЕЩЕНЫ. 
Автор: Наталья Чистоклетова

Новости моего блога 
можно получать на вашу любимую почту, 
а подписаться можно

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ!


3 комментария :

  1. Спасибо, Наташа! Я тоже думала, как эти шифровки использовать с второклассниками. Казалось, что будет очень легко, и решила устроить командный турнир - кто больше разгадает слов за определенный промежуток времени. И уровни раздам все: и простые, и сложные. Пока коплю Ваш материал, как проведем турнир, обязательно, пришлю наш фотоотчет!

    ОтветитьУдалить
  2. Здраствуйте, Наташа! Спасибо за интересные задания. Нам 3.10, играем с удовольствием. По шифровкам: так кам мы уже год как читаем (правда на украинском), шифровку начинаем с того, что из вырезаных букв "сочиняем" слово а потом проверяем, правильность нашей догадки. В заданиях за 1 декабря я поменяла ему буквы на соответствующие тому же слову украинские. Вчерашние далали в том виде какой есть, предупридив что Дед Мороз сейчас едет через Россию, поэтому прислал задания на русском. Прошло на ура. Правда 4 уровень делали по правилам, уж очень сложно было сложить слова задействовав все буквы, но не на русском. Отнесли часть заданий в сад, сегодня воспитатели обещали попробывать находилки. Что получится сообщу.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья, можно я процитирую:
    выяснили какая буква - записали букву в кружочек, записали букву внизу, соединили букву с следующей буквой, записали следующую букву...
    А если сначала вписать все буквы по кругу. А потом уже проходить пальчиком порядок и переписывать в нужном порядке - это менее эффективно? И если ребенок сам начинает делать более длинным способом - нужно ли его корректировать на другие варианты? Например, дочь вчера решала судоку, но очередность была не та, как решила бы я. Чуть медленнее. Т.е. она не видела самых быстрых решений. Мое мнение - не мешать ребенку, пусть набирает свой опыт. В какой то момент она поймет, какой способ эффективнее.

    ОтветитьУдалить

Не стесняйтесь комментировать
или говорить СПАСИБО, если вы нашли для себя что-нибудь полезное

Яндекс.Метрика