воскресенье, 14 июля 2013 г.

ПРЯТКИ-ЗАГАДКИ - доРИСОВАЛКИ


Приветствую вас, мои знакомые и незнакомые читатели.
Вам нравятся игры с карандашами? Если да, то сегодняшний пост может быть вам полезен. Покажу книги автора потрясающих картинок, поделюсь своими заготовками (их можно будет скачать), расскажу поучительную историю, которая произошла у меня на занятии с дошколятами. 

Начну с книг, которые хочу вам порекомендовать.
В детских магазинах сейчас появилось много предложений со всевозможными дорисовалками. Мне, в принципе, нравится сама идея "найди-дорисуй-раскрась", но не всегда нравятся картинки.
Вот, например, книги-рисовалки Александра Голубева меня покорили!  На мой взгляд, они душевные озорные и умные. В моей коллекции две книги из трех, вот посматриваю и на третью))) 
        

Я уже использовала на занятиях некоторые картинки.  И мне и детям очень понравились задания.

Я покажу несколько страничек, чтобы вас увлечь))




Еще хочу поделиться своим наблюдением. Заметила, что некоторых детей задания типа "дорисуй" ставят в тупик, они видят красивую картинку и боятся её испортить, некоторых "картинки-помощники" не мотивирует рисовать, а наоборот пугают: "Я так не смогу" или "А что рисовать?".
И я нашла свой способ подготовить детей к подобным заданиям. Возможно, этот способ и вам пригодится.

Я сделала свои заготовки, называю их доРИСОВАЛКИ. На листе расположила один достаточно простой объект, всё остальное место на листе для творчества. Очень важно, чтобы не было отвлекающих элементов, чем проще изображенный предмет, тем лучше.
Вот примеры. Подобные заготовки хороши своей простотой и простором для творчества и мышления.
  
Мои воспитанники с большим удовольствие выполняют подобные задания.



Что развивают такие задания?
Фантазию
Мышление
Речь
Мелкую моторику


Дети чувствую себя немножко волшебниками, превращая простой круг или треугольник в картину. Они с радостью рассказывают, что же  они нарисовали. Как правило, предмет обрастает множеством мелких уточняющих деталей. 
Ребенок объясняет свой "шедевр" не одним словом, а целой историей!


Мои малыши даже самые маленькие уже приучены к тому, что каждый придумывает свою картинку, ведь мы же разные и картинки у нас тоже будут получаться разные. В самом начале знакомства с этим упражнением я старалась детей посадить так, чтобы они не срисовывали друг у друга. Когда же рисунок готов мы устраиваем выставку с рассказами.



Вот, например, черный "Кот с синими пятнами", а справа "Завод, на котором делают игрушки"))) 



Когда дети выполняют это задание, я всегда рисую свой вариант. 







А это из одного и того же "круга в круге" у одного и того же ребёнка получились две разные картинки - "Космонавт в скафандре в открытом космосе"))) и "Джип, который выезжает из гаража")))


  
А это уже другой ребенок предложил свои варианты: слева машина, которая вырабатывает ток, внизу это провода))) а справа просто глаз с ресничками, ребенок сказал, что это глаз девочки, ведь только девочкам нужно пририсовывать реснички)))



Хочу поделиться историей, которая произошла у меня на занятии, когда мы работали с этими доРИСОВАЛКАМИ.
Ко мне на урок пришли две новенькие девочки (6-7 лет), я перекроила в голове быстро намеченный план, понимая, что то, что понятно моим "старичкам", новичков может напугать. К концу урока я немного расслабилась и пошла на поводу  у "старичков", они попросили доРИСОВАЛКИ. Я согласилась и выбрала, как мне казалось, простой шаблон - круг в круге.  Я предполагала, что это самый простой образ и "новенькие" девочки справятся. У меня дети 3-4 лет легко придумывают, что дорисовать кружочку, чтобы кружочек превратился в другой предмет.
Но тут меня ожидал сюрприз. Мои "старички", высунув язык начали дорисовывать, а новенькие девочки растерялись, они стали крутиться по сторонам, они даже не пытались подумать... Одна из них сообразила, что можно у кого-нибудь срисовать, другая повторила за ней, так как они были подружки. 
В результате у нас в группе из 7 человек получилось целых 3 одинаковых рисунка! Такого у меня еще с дорисовалками никогда не было. 
Смотрите на фото-коллаж ниже:

№1 это исходная заготовка.                           №2 это мороженое крем-брюле в вафельном стаканчике с конфетками (это придумала девочка из числа "старичков"), а новенькие скопировали. Я попыталась "исправить" ситуацию, говорю, давайте листочек покрутим, может быть мы сможем мороженое превратить в другой предмет. №3 мы повернули "мороженое" поставили точку и у нас получилась летящая птичка. Одна из девочек восприняла такое превращение с радостью, а вторая со слезами "Нет, я хочу мороженое!", хотя она узнала, что это мороженое лишь из уст первоисточника))
Мораль - доРИСОВАЛКИ не такое простое задание, как может показаться на первый взгляд. И, если вы с ребенком не выполняли раньше подобных упражнений, то стоит начать с самых простых дорисовалок. Причем обязательно нужно рисовать вместе с ребенком, показывать на своем примере возможные варианты.




А как вы выполняете подобные задания, как готовите к ним детей?

                                                         

Новости моего блога 
можно получать на вашу любимую почту, 
а подписаться можно

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ
НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА

31 комментарий :

  1. Наталья, тема дорисуек мне очень близка. Есть такая методика "Эскизы" - 6 кругов которые надо дорисовать "превратить" во-что-нибудь. Методика направлена на изучение беглости и гибкости мышления (и еще на изучение уровня тревожности - много штриховок, толстых линий и т.д. целый комплекс симптомов). Я даю детям 6-7 лет такие задания и как правило начале действительно это трудно и кроме солнышка, цветочка мячика ничего не выходит. Я тогда приношу картинки на которых есть что-то круглое: "ищите круги" - говорю я. И вот тут происходит у детей инсайт: пуговица -круглая, нос у животного круглый, и даже, о боже -круглая кнопочка на пульте! Одного раза вполне достаточно - дети быстро это впитывают. Еще предлагаю посмотреть вокруг и найти где есть круг.

    А еще есть книга: Мария Грачева: Учись, рисуй, выдумывай: раскраска для фантазеров и озорников
    Она классная!

    ОтветитьУдалить
  2. Алёна, спасибо за опыт! А раскраски Марии Грачевой мне тоже нравятся, но к ним тоже нужно готовить.

    ОтветитьУдалить
  3. Наташ, мне нравится "дорисовалки" из кофейных пятен - видела мои "Волшебные альбомы"? ;););) это потому, что до раскрасок М.Грачевой пока не доросли))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ООО!! мне понравились ваши пятна! спасибо заидею

      Удалить
    2. Наташ, идея пятен изначально не моя))) Я вдохновилась рисунками Алины Хабибовой. А вот сделать из этого волшебный альбом мне показалось очень удобно для занятия деток чем-то оригинальным))) Так что может быть, и вам понравится))) Мирка в восторге от кляксованья - она мне даже помогает бумагу для софтбуков тонировать))) Дорисовываю пока только я;););)

      Удалить
    3. я еще до альбомов не дошла)) но уже очень хочется))) как хорошо, что вокруг столько вдохновителей!

      Удалить
  4. Наташа, мне нравится ход твоих мыслей. Твои занятия немного другие, хотя и перекликаются с нашими геометрическими фигурами (вот здесь опыт собран: http://olga-ekb.ru/blog/2013/04/16/colours-shapes).

    Спасибо за рекомендации книг и заготовки. Дочке будет чем заняться сегодня вечером. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, конечно разные, мы же все разные!)) За ссылочку спасибо, обязательно загляну.
      Буду рада, если вам это упражнение понравится.
      Рекомендую начать с фигур попроще, лучше взять, например, одну фигуру и нарисовать с ней несколько вариантов, я так с "начинающими" и делаю. Ну, а вообще по ситуации. Буду рада получить обратную связь по итогам, интересно как у вас пойдёт.

      Удалить
    2. Ну, мы не начинающие - всё-таки геометрические фигуры дорисовывали и составляли в аппликации. :)

      Порисовали с удовольствием: первую вместе (на двух разных листах, не подглядывая), а потом Даша вошла во вкус и дорисовала не меньше десятка картинок. Жаль, у тебя фото нельзя прикрепить - а то я бы показала. ;)

      Спасибо, Наташа!

      Удалить
    3. Оля, спасибо за обратную связь, рада, что у вас сложилась игра! Дааа, фотки было бы интересно увидеть.

      Удалить
  5. Наталья, только недавно купила эти книги и еще парочку подобных. очень нравится и мне и Даше, собиралась приехать чрез недельку домой и рассказать о них :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария вы то с Дашей большие фантазерки, у вас, наверное, и дорисовалок целые сказки получаются!

      Удалить
  6. И моя дочка очень любит такие задания! Обычно я ей рисую различные геометрические фигуры (и плоские, и объемные), а она их дорисовывает.
    Еще мы дорисовывали отпечатки, сделанные в технике монотипии. Тоже фантазию хорошо развивает :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо за напоминание про технику монотипию, вот оно как оказывается называется)))

      Удалить
  7. Наташа, замечательные идеи с дорисовалками, спасибо за то, что делишься! А нам материал для дорисовалок даёт младшенький, ему 3 года. Я даю ему листик и краски, он там калякает всё что вздумается, а потом, когда листики просохнут, мы все вместе садимся и выискиваем что же там на что похоже, классные рисунки получаются и фон уже готов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Классный вариант взаимодействия! :)

      Удалить
    2. Да, Милана, у вас отличный семейный творческий союз!

      Удалить
  8. Занятия, требующие от ребенка действий не по шаблону могут вызывать определенные сложности. Если даже по готовому шаблону сделать что-то получается не у всех! Спасибо за то, что рассказали, как преодолеть такие трудности. Ведь упорно непонимание ребенка часто вызывает раздражение. и думаешь, ну как же тебе еще объяснить, чтобы ты понял?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с малышами нужно много терпения и сообразительности

      Удалить
  9. Наташ, я тоже недавно столкнулась с нежеланием детей придумывать что-то свое - при всем богатстве выбора они копировали шаблон и отвергали все мои попытки предложить им другое направления для фантазии! Для меня это было шоком! Ведь я и сама всегда хотела "не так как у всех", и оба моих ребенка ни за что за другими не повторят, а найдут способ сделать по-своему. Особенно интересно это в выполнении школьных заданий сына - ведь в школе учителя как раз хотят добиться, чтобы все было по образцу. А он находит компромиссы, чтобы и задание приняли, и свою индивидуальность отстоять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, тем, кто умеет работать по шаблону в школе легче, а остальным приходится подстраиваться. Здорово, что вы сына научили искать компромиссы!

      Удалить
  10. Наталья, спасибо за дорисовалки и интересный и очень полезный рассказ о преодолении трудностей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, пожалуйста, буду рада, если пригодится вам в работе

      Удалить
  11. Наталья и я тоже благодарю за дорисовалки. Решила тоже попробовать. Первым делом дала круг и ждала, что на листе опять появится машина (кроме машин практически ничего не рисует). Но вопреки моим ожиданиям появился человек))) А из треугольника появился домик. Сынуле понравилось и мне тоже;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь, очень рада, что у вас получилось. Простые вещи иногда оказываются более полезными, чем креативные и замудреные. Считаю, что с малышами нужно начинать любую тему с самого простого, тогда шаг за шагом они подберутся и до более сложных заданий без надрывов и отказа выполнять то, что мы для них готовим. Задания не должны пугать малышей.

      Удалить
  12. Наташа я узнала как называются подобные дорисовалки - друдлы . Введите в поисковике droodles for children и появится море информации. Надеюсь пригодится )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо за наводку. Друдлы - это интересная тема. Но, если я правильно разобралась с этой темой, друдлы - это загадки-головоломки, там есть рисунок, в котором нужно увидеть что-то... без дорисовывания. Это очень полезные упражнения для развития и мышления, и фантазии. У нас в детсве много таких загадок было, но мы не называли их друдлами)))
      А дорисовалки - это чуть другое, такой себе синтез друдлов и рисования.
      Но действительно, рисунки-друдлы - это хорошие начальные заготовки для дорисовалок! Я обязательно расширю свою копилочку, спасибо!

      Удалить
  13. Наталья,спасибо за идею. Села рисовать с дочками, очень увлеклись, не могли остановиться, я уже не знала какие узоры еще им придумать:))))требовали еще и еще...спасибо еще раз!!!!!!!!! Сегодня буду пробовать на работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, что эти рисовалки понравились вашим детям. и спасибо за обратную связь

      Удалить
  14. Поищите мегараскраску Никаласа Кэтлоу "Ты рисуешь закорючки?"(видела в свободном доступе для скачивания) В этой раскраске на каждой странице частично нарисована картинка и деткам предлагают ее дорисовать. Есть очень смешные рисунки и задания. Моя детвора в восторге.

    ОтветитьУдалить

Не стесняйтесь комментировать
или говорить СПАСИБО, если вы нашли для себя что-нибудь полезное

Яндекс.Метрика